- Регистрация
- 21 Февраль 2018
- Сообщения
- 19 192
- Лучшие ответы
- 0
- Баллы
- 5 693
Offline
Memories Off — культовая серия романтических визуальных новелл с 25-летней историей, оказавшая огромное влияние на жанр и вдохновившая немало творцов. Также её можно назвать своего рода кузницей талантов. Сценаристы различных выпусков впоследствии прославились такими играми, как Steins;Gate, Ever17, Zero Escape, AI: Somnium Files, Root Double и многими другими. Однако так сложилось, что, несмотря на популярность на родине, до этого момента ни одной части не удавалось добраться до западных рынков. SINce Memories: Off The Starry Sky вышла в Японии в сентябре 2021 года и задумывалась как мягкий перезапуск. Именно с неё издатель решил начать знакомство англоговорящей аудитории с этой франшизой. В данном обзоре мы попытаемся выяснить, оправдал ли надежды наследник знаковых для жанра проектов и каковы шансы серии на успех среди западной публики.
Сборник Memories Off Historia с ранними частями серии доступен на PS4, Switch и PC (Steam), правда лишь на японском и китайском
Предыдущие игры в той или иной степени были связаны. Героями, событиями, местом действия и т.д. Несмотря на свой статус, SINce Memories не стала исключением. Здесь поклонники обнаружат отсылки к ранним выпускам и даже знакомых героев. Это не имеет значения для понимания сюжета, но будет приятным бонусом для посвящённых. Даже открывающее видео стартует с нарезки кадров из прошлых частей, что уже предполагает преемственность. Само решение начать путь франшизы на Западе с данной игры вроде бы логично. Это самая свежая итерация, и она максимально обособлена от предыдущих проектов. С другой стороны, наиболее выдающиеся представители Memories Off, которые и сформировали ореол почитания вокруг серии, по-прежнему остаются на скамье запасных. На мой взгляд, выбор неоднозначный, но вернёмся к этому позже. А пока давайте посмотрим, какие воспоминания мы заберём с собой со «Звёздного неба».
Студент колледжа Дзюнья Мицумото живёт обычной жизнью и помогает в семейном бизнесе. Компания занимается универсальным ремонтом и различными мелкими поручениями. Год назад он потерял старшего брата в страшной аварии и с тех пор никак не может смириться с утратой. Родственник был для него не только примером и ориентиром, но одновременно наставником и другом. Однажды в офис врывается девушка, которая с порога заявляет Дзюнье, что это он должен был умереть в той аварии. Ошарашенный, наш герой не сразу понимает, что происходит, а странная особа тем временем удаляется. Этот случай выводит парнишку из равновесия и вновь возвращает к трагическим мыслям. Однако жизнь идёт своим чередом. Неожиданно Дзюнья получает несколько интересных предложений по работе и сталкивается с непростыми ситуациями. Придётся принимать важные решения и попутно разбираться с проблемами не только настоящего, но и прошлого. Само собой, на пути Дзюнья повстречает симпатичных девушек, которые увидят в нём нечто большее, чем просто приятеля.
В SINce Memories нас ожидает пятёрка героинь. Создатели попытались сделать их максимально разными, и в основном это им удалось. Они не похожи друг на друга, обладают нестандартными архетипами, и у каждой за плечами есть свои дилеммы, трудности или неизгладимые отпечатки прошлого. Все девушки симпатичные, милые и своеобразные. У них получается удивлять и смешить, раздражать и вызывать желание крепко обнять, быть серьёзными и капризничать, как дети. К каждой потребуется определённый подход. Структура игры привычная для романтических визуальных новелл: есть базовый маршрут, с которого, совершая различные выборы, мы выходим на индивидуальные арки героинь. Основная история получилась вполне любопытной. Не какой-то выдающейся, но грамотно продуманной и интересной. Сюжету удаётся достаточно долго сохранять интригу, а умелая подача формирует загадочность и придаёт ему особенную перчинку. Тонким слоем он размазан по всему повествованию, а в конце множество разрозненных элементов складываются в единую картину. Здесь сплелись потерянные воспоминания, семейные тайны, загадки из прошлого и даже политика.
Что касается прекрасного пола, то не все героини смогли полноценно раскрыться в представленных рутах, а второстепенные временами затмевают главных своей харизмой. Честно говоря, парочку девчонок из первого эшелона я бы без раздумий променял на рядом стоящих дам. Как по мне, новелла бы от этого только выиграла и уж точно прибавила в оригинальности. В целом, откровенно неудачных персонажей здесь нет, подборка скорее на редкость сбалансированная. С ними со всеми не скучно, пока повествование не углубляется во всевозможные сторонние активности и хозяйственно-бытовые перипетии. Если авторам не удавалось сделать этот контент интересным, то стоило хотя бы сократить его по возможности. Но они, наоборот, растянули. А ведь могли потратить «экранное время» на приятный ненавязчивый слайс (отрезки с повседневностью, от англ. slice of life), юмористические сегменты, добрую романтику или трогательные переживания. Всё это у них очень хорошо получается.
Как уже отмечал выше, руты героинь неравнозначны, серьёзно отличаются как по количественному наполнению, так и по качеству. Все маршруты в той или иной степени переплетены, но особую ценность имеют только два из них, ассоциированные с главным сюжетом. В игре можно условно выделить три повествовательные линии, к каждой из которых прикреплено несколько девушек. Однако заметно, что все силы сценаристов были брошены на два центральных маршрута — Адзусы и Тихайи. Они наиболее проработанные, насыщенные, способны как следует удивить и являются каркасом для всего повествования. Оставшиеся арки вышли скорее дежурными. Неплохими, но явно уступающими ведущим и не вызывающими яркого эмоционального отклика. В играх данного жанра обычно стараются показать некий идеализированный вариант развития отношений с отсылками на реализм. Иногда выход на романтику кажется форсированным, несмотря на то, что близкого общения с героиней было более чем достаточно. В этих случаях авторы будто бы подменяют дружеские чувства на любовные, внезапно выводя их за границы банальной симпатии.
Один из самых спорных элементов игры — это протагонист. Дзюнья вроде бы неплохой парень, но слишком инертный и вялый. Правильнее сказать так: его активность проявляется очень избирательно и лишь в каких-то важных сюжетных моментах. А вот всё остальное время он апатичный и отстранённый, особенно это заметно в общении. Кажется, что создатели так и не определились, каким герой действительно должен быть. В итоге решили сделать его максимально нейтральным и обезличенным. Дзюнья не раздражает, но и уважением к нему не проникаешься. В каких-то ситуациях действует разумно и очень уместно, но основную часть времени выступает скорее наблюдателем. Его типаж удачно сочетается с рядом забавных ситуаций, но как романтический персонаж он слаб. Мысль «Да что эти девы нашли в нём?» посещает не раз. Блеклый и непримечательный и будто бы создан для того, чтобы не перетягивать на себя лишнее внимание. А бесконечные сравнения с крутым и во всём его превосходящим братом лишь окончательно обесценивают паренька.
SINce Memories очень тщательно прорабатывает экспозицию. Порой даже чересчур. Хотелось бы видеть здесь больше «основного контента» — романтики, взаимоотношений, эмоций. Событийная часть периодически провисает, а яркие ситуации уступают место нудным диалогам, которые время от времени разбавляются приятным юмором и лёгким фансервисом. Не поймите неправильно, конекст очень важен, без него никуда, но здесь с этими сторонними разговорами явный перебор. Сценаристы будто бы испытывают терпение читателей и кормят заунывной канцелярщиной, прежде чем достать из печи основное блюдо. Впрочем, любители романтики не уйдут с пустыми желудками. Не сразу, но большинство арок всё-таки выруливают на верный путь. Так что поклонникам жанра игру можно смело рекомендовать, хотя и с оговорками.
А теперь о визуально-технической составляющей. В первую очередь стоит похвалить великолепное художественное исполнение. Значительную часть атмосферы формируют детально отрисованные бэкраунды, которыми можно любоваться и в отрыве от прохождения. Дизайнеру персонажей удалось создать красивые образы и удачно передать весь спектр эмоций, а актёры озвучания талантливо отыгрывают роли. С музыкой тоже полный порядок. Композитор — ветеран индустрии Такэси Або — в очередной раз написал проникновенный саундтрек, который оживляет повествование, подчеркивает накал страстей, а в слайсовых сегментах не даёт заскучать. Настроек здесь не то чтобы много, но они позволяют адаптировать процесс чтения под свой стиль: выбрать громкость индивидуально для каждого персонажа, установить параметры для музыки и эффектов, скорость появления текста и т.д.
А вот техническое состояние игры не порадовало. Новеллу проходил на PC и столкнулся с рядом проблем. Сначала она не хотела у меня запускаться, потом включаться после успешного запуска. Пришлось переустанавливать всё, обновлять драйверы и всячески плясать с бубном. Также во время прохождения несколько раз случались спонтанные вылеты. Уже при запуске нам сообщают, что рекомендуется подключить геймпад. И хотя DualShock 4 официально поддерживается, мой почему-то не определялся. Благо встроенный функционал Steam помог исправить это недоразумение. Кстати, управление с клавомыши на редкость непривычное и очень неудобное, к тому же раскладка перепутана и не совпадает с обозначениями из опций, а поменять её никак нельзя. Сразу видно, что игра разрабатывалась для консолей и затачивалась под соответствующие устройства ввода. Ещё в нескольких моментах возникли странные косяки со звуком. Фоновая музыка кое-где резко прерывалась, хотя этого явно не должно было быть.
Неприятный нюанс возник и с разрешением. Максимально допустимое здесь — 1080р. Я играл на 4K-мониторе, и при полном экране текст сильно мылил. Настолько, что его было некомфортно читать. Пришлось проходить в оконном режиме. Судя по всему, это проблема движка. Ситуация не совсем типичная, так как даже в новеллах с разрешением 1080р и отсутствием отдельной опции под 4K текст и интерфейс обычно нормально апскейлятся. Но не здесь. Зато спрайты и арты в 4K выглядят превосходно. Такой вот парадокс. Нельзя не отметить и невысокое качество перевода на английский язык. В игре приличное количество опечаток, есть и неудачные фразы, искажающие оригинальный смысл. Также встречаются ошибочные указания имён персонажей, которые произносят речь в данный момент. Всё это в совокупности с техническими неурядицами ощутимо подпортило впечатления от игры.
Подытоживая: несмотря на ряд весомых претензий, в общем и целом я скорее доволен. Описанные недостатки не настолько критичны, чтобы утопить проект, но и не позволяют ему взмыть к звёздам. И давайте вернёмся к вопросу из начала обзора. Стоило ли выпускать именно эту часть на английском? Честно говоря, я бы предпочёл ознакомиться с одной из более выдающихся ранних работ. Испытанная временем, комплексная новелла могла бы заинтересовать куда большую аудиторию, чем любопытная, но скорее заурядная SINce Memories. Она не ударила в грязь лицом, но и не стала событием в рамках серии или жанра. Это в хорошем смысле проходная новелла, которая подарит вам немало увлекательных часов чтения, но едва ли впечатлит до глубины души. Игре удаётся быть невероятно трогательной и возвышенной в одних моментах и до предела унылой и тягомотной в других. Стоит ли её терпеть и где-то себя пересиливать? А просто взгляните на местных девушек, и ответ придёт сам собой.
Обзор написан для портала Stratege.ru по цифровой версии игры для PC (Steam), предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.