• Автор темы Games
  • Дата начала
  • " /> Games - Обзор System Shock (2023) | SoftoolStore.de - Софт, Avid Media Composer, Книги. | бесплатные прокси (HTTP, Socks 4, Socks 5)

    Games Обзор System Shock (2023)

    Games

    Команда форума
    Редактор
    Сообщения
    18 328
    Баллы
    5 293
    Offline
    #1

    Похоже, что над именем «System Shock» висит проклятье. Первая часть была любопытна, но авторы катастрофически промахнулись с датой выхода — игра явилась миру 23 сентября 1994 года, за несколько недель до прихода Doom 2 (впрочем, «Шоку» еще навредили неудобные интерфейс с управлением). Сиквел вышел в 1999-ом и получил хорошую порцию похвалы от критиков, но в продажах провалился. Третью часть анонсировали в 2015 году, но с тех пор проект ушел в радиомолчание, и непонятно, идет ли разработка в принципе.
    И вот студия Nightdive, которая занимается перевыпуском всяких «бородатых» игр, выставила на Kickstarter проект ремейка первой части. Деньги собрали в 2016-ом, а выпустить ремейк планировали в декабре 2017-го. Но проклятье серии не дремлет. Релиз откладывали раз за разом, и вопросы о выходе начали обрастать мрачными шутками. И вот, в мае 2023 года, спустя всего-то семь лет после сбора на Kickstarter, ремейк System Shock появляется на цифровых прилавках. Как всегда, вредный вопрос: стоило ли ожидание того? Будем разбираться.


    Действие игры разворачивается в 2072 году. Главный герой, известный просто как Хакер, пытается взломать серверы корпорации TriOptimum. Его быстро вычисляют, но вместо тюремной камеры взломщика приводят в офис крупного менеджера организации. Там ему делают предложение, от которого невозможно отказаться: он должен снять этические ограничения с искусственного интеллекта SHODAN, управляющего космической станцией «Цитадель». Взамен хакер получит продвинутые импланты и его отпустят с миром (но это не точно). Герой выполняет свою часть сделки и отправляется на станцию для установки модного «железа» и восстановления в медикаментозной коме. Спустя полгода Хакер просыпается и обнаруживает, что SHODAN обзавелась манией величия и мнит себя богом.
    Между делом: вообще, у искусственного интеллекта пола нет, но «Шодан» обладает явно женскими лицом и голосом.
    Цифровая злодейка превратила членов экипажа либо в мутантов, либо в киборгов, а всех, кто рьяно сопротивлялся, просто уничтожила. «Цитадель» стала ей маловата, так что она нацелилась на Землю. И одолеть компьютерную угрозу сможет только наш невезучий Хакер.


    Когда оригинальная System Shock вышла, записки были интересным и неординарным приемом. Но за десятилетия мы повидали кучу игр с непрямым повествованием и подобная подача уже не удивляет, а в некоторых случаях и вовсе раздражает. Теперь новизны у сюжета System Shock нет, а сам он оказался простым, даже примитивным. К чему сводятся наши злоключения? «Шодан» заготовила несколько планов покорения Земли, а мы идем по палубам «Цитадели» и их срываем. Причем происходящее напоминает старые мультфильмы с карикатурными злодеями. Обычно выглядит дело так:

    [SHODAN]: Я уничтожу города Земли при помощи лазера.
    [Хакер]: Пушка делает «бум»!
    [SHODAN]: Нееет! Но меня это не остановит. Я обрушу опасный вирус, который выращиваю в местных рощах.
    [Хакер]: Отсек делает «вжух»! (дергает рычаг катапультирования секции)

    … И так далее. Монологи злодейки уморительны: и ее несокрушимая уверенность, и то, насколько явно она раскрывает свои планы. Но надо отдать должное старым авторам, что речь у нее оформлена интересно. Во-первых, озвучка: голос SHODAN то зацикливается, то меняет высоту и тональность, и это звучит странно и неестественно (в хорошем смысле). Во-вторых, художественность реплик, когда себя злодейка именует богом, своих мутантов — ангелами, а людей — насекомыми. В общем, содержание такое себе, а подача хороша.
    По аналогии с подобными играми можно подумать, что видимый сюжет прост, а вот в записках скрывается самое интересное. Жаль, но не в этот раз. Подавляющее большинство зарисовок сводятся к двум вариантам: либо люди только подозревают, что на станции творится какая-то ерунда, либо, трагично кашляя, описывают, как всё плохо. Любопытной сюжетной линии посреди всего этого я так и не нашел.


    Перейдем к игровой части. Можно поумничать и сказать, что это предвестник жанра Immersive Sim. Но «Шок» не так вариативна, как Deus Ex, и скорее похожа на Survival Horror от первого лица. Мы исследуем многочисленные каюты «Цитадели», собираем всякие полезности и отбиваемся от уродцев, созданных безумным ИИ. С этим у System Shock всё нормально: стрельба по меркам жанра сделана приятно, припасы встречаются самые разные, да и бестиарий здесь солидный. Вдобавок игра в меру сложная. Почти все противники обладают hitscan-атаками и бьют ощутимо, но при этом умом не отличаются. Так что рекомендуется разыскать укрытие, а уж затем устраивать сражение. Кроме того, ремейк исправил одну из двух проблем оригинала: «тяжелый» интерфейс. Здесь он компактный и удобный.


    Еще из интересных находок можно назвать эпизоды в киберпространстве (были и оригинале, но с управлением похуже). Периодически будут попадаться запертые двери, которые не открываются ни ключом, ни кнопкой. Тогда нужно найти специальный узел и отправиться в цифровое пространство. Там мы свободно летаем в трех измерениях, отстреливаемся от защитных программ и открываем замки. Если аналоговый мир представляет собой выживание с коллекционированием лечебных пластырей, то битвы в киберпространстве — аркадные перестрелки с минимумом механик. Будь их много, то приелись бы еще в первой трети прохождения. Но узлы встречаются нечасто, 1-2 раза на палубу, и виртуальные сражения воспринимаются как приятный перерыв от основного игрового процесса.

    После всего сказанного напрашивается мысль, что перед нами отличная игра. Но у нее есть большая проблема, и скрывается она в построении станции. Обычно локации в играх делают хоть немного правдоподобными, и можно представить, как в виртуальных декорациях живут люди. Но System Shock идет в другом направлении. Каждая палуба «Цитадели» — запутанный лабиринт со множеством ходов, кают и дверей, где потеряться можно с легкостью. Вдобавок у локаций ограниченный набор текстур и типов стен, поэтому всё сливается в однообразное пятно. Ситуация усугубляется тем, что в System Shock нет указателей. Если в прочих играх чтение записок — дело добровольное, то здесь без них не поймешь, что нужно делать. А на «добивание» приходит бэктрекинг. Вам предстоит по несколько раз возвращаться на старые локации, зачастую ради мелочей. Например, требуется щелкнуть переключателем на палубе руководства. Однако он ломается, а для починки нужно выполнить следующее: спуститься на уровень обслуживания, проверить три мини-лабиринта и найти среди десятка панелей поврежденную. Или понадобится собрать шестизначный код, у которого каждая цифра спрятана на отдельной палубе. Исследование — важный элемент Survival Horror, но System Shock делает его крайне утомительным.


    Еще портят впечатление боссы. Они и в оригинале не были особо запоминающимися, а ремейк оставил всё как было. По сути, мы трижды сражаемся с одним и тем же мужиком и еще пару раз с одинаковыми роботами. Как и обычные противники, боссы бьют метко и больно, поэтому открытое сражение ничем хорошим не закончится. Решение для всех одинаковое: ныряем в укрытие, бросаем оттуда электромагнитную гранату, а затем подбегаем к оглушенному противнику и ставим мины под ноги, пока вредитель не перестанет дергаться. А финальная битва с самой «Шодан» — творческое банкротство. Нас забрасывают в виртуальное пространство, вручают скучную пушку и приказывают стрелять по гигантской гидре (имеется в виду не мифологическое чудовище, а животное из группы кишечнополостных). Сам босс никак не сопротивляется, нас атакуют знакомые обитатели киберпространства, но самое главное — непонятно, можно ли вообще проиграть. Интерфейса нет, и остается загадкой то, наносят ли вражеские атаки хоть какой-то вред. Честно говоря, битву в логове безумного ИИ я представлял себе немного иначе.


    Пока мы не вышли на заключение, я бы еще хотел затронуть тематику хоррора. У System Shock задатки есть: далекая космическая станция, изоляция и искусственный интеллект, который ставит эксперименты над экипажем. Но игра едва пугает, и у меня сложилось впечатление, будто авторы не собирались делать хоррор. Здесь нет долгой подводки в плане сюжета: проснулись, взяли трубу в руки и пошли крушить мутантов. Хотя в идеале нужно задать настроение и затем аккуратно его нагнетать. Еще появлению хоррора мешает очень простой звуковой дизайн. Авторы могли нагнать жути при помощи атмосферного эмбиента, но такого здесь почти нет: большую часть игры мы проводим в тишине. И даже монстры звучат скучно. Их и на слух сложно обнаружить, и непосредственно в бою они не издают зловещих рыков и жужжания. В этом плане сиквел куда лучше: достаточно вспомнить медсестер-киборгов с их «металлическими» криками.


    Вот теперь заканчиваем с System Shock. Честно говоря, не знаю, как относиться к этому проекту. Важная цель любого ремейка — адаптировать старую вещь для нового поколения игроков. Не упростить, а починить сломанное и отполировать работающее. System Shock эту задачу отчасти выполняет. Стрельба, столкновения с мутантами и копание в инвентаре сделаны нормально. Вдобавок сцены в киберпространстве получились отличным перерывом от основного процесса. Но построение уровней сильно портит игру. Палубы космической станции запутаны и перегружены без всякой нужды, а вдобавок приходится искать цели по запискам. Если у вас есть проблемы с ориентированием в играх, то к System Shock лучше не приближайтесь. Более того, придется возвращаться на старые места, что интереса не добавляет. Ремейк System Shock — осовремененная и более доступная версия старой игры, но даже в таком виде ее сложно советовать.

    Плюсы:
    - разнообразный арсенал и неплохая стрельба;
    - хороший для Survival Horror геймплей с исследованием и менеджментом инвентаря;
    - аркадные битвы в киберпространстве как перерыв от основного процесса.

    Как посмотреть:
    - из игры можно было сделать хоррор, но авторы, похоже, себе этой задачи не ставили.

    Минусы:
    - запутанные и перегруженные локации;
    - много бэктрекинга;
    - плохие битвы с боссами.





    Обзор написан по копии игры для ПК, предоставленной издателем
     
    Вверх Снизу