- Регистрация
- 21 Февраль 2018
- Сообщения
- 19 299
- Лучшие ответы
- 0
- Баллы
- 5 693
Offline
Пошаговые тактики – жанр не самый массовый, здорово уступающий сюжетным экшенам, не говоря уже о различных онлайн-играх, но вполне популярный среди разработчиков. Западные, российские и азиатские авторы регулярно выпускают такие проекты, и порой их тяжело отличить друг от друга. Конечно, авантюристы из The Lamplighters League и супергерои из Marvel’s Midnight Suns выделяются на общем фоне, но персонажи доброй половины пошаговых тактик – это всякие лучники с мечниками, слегка приправленные нюансами конкретного сеттинга. Тягу дизайнеров к Средневековью и фэнтези легко объяснить – в подобных условиях актуально оружие как ближнего, так и дальнего боя – но разнообразия это играм не добавляет. Вот и приходится разработчикам как-то выкручиваться в поисках индивидуальности. Например, авторы Crown Wars: The Black Prince взяли за основу не самый затасканный сеттинг Столетней войны и дополнили его мистикой. Пошло ли это на пользу игре? Получилась ли Crown Wars заслуживающей внимания? И да, и нет одновременно.
Фундаментальные механики пошаговых битв новой игры довольно близки к привычным канонам. Персонажи ходят по очереди, атакуют противников, прячутся за укрытия и применяют классовые умения, а также предметы из инвентаря. Впрочем, тут персонажи за один раунд способны как переместиться так и совершить аж два действия – больше, чем в классике жанра. То есть в Crown Wars: The Black Prince ваш боец может, например, ударить врага рядом с собой, а после подбежать к следующему противнику и атаковать ещё и его. Этот нюанс идёт на пользу глубине и гибкости здешних тактических схем – делает игру чуть интереснее. В остальном же в сражениях набор механик стандартный: есть отравляющие или вызывающие кровотечение приёмы, сокращающая входящий урон броня, бонусы от ударов в спину, а также зоны контроля у бойцов ближнего боя и возможность устраивать засады стрелками – атаковать первого, кто вошёл в поле зрения.
Учитывая сказанное, удивительно, что результат действий в Crown Wars тяжело прогнозировать – правила, на мой взгляд, непрозрачны и порой непонятны хотя я люблю и уважаю жанр пошаговых тактик. Возможно, тут слишком велик фактор случайности и разброс потенциального урона. Ну или я прозевал какой-то нюанс, спрятанный в меню и описаниях. Так или иначе, но у меня в Crown Wars: The Black Prince почти никогда не было ощущения, что я блестяще разыграл чётко продуманную в голове «шахматную партию» – не хватало уверенности, всегда приходилось уповать в том числе и на удачу. Как следствие, удовольствие от местных тактических битв мне удавалось получить редко.
Традиционно для современной игровой индустрии, релиз состоялся не в том году, в каком обещали
Впрочем, вернёмся к объективным фактам и составляющим частям новинки. Персонажи в ней поделены на пять классов, среди которых есть мастера как атаки, так и защиты, а ещё специалисты по дальнему бою, алхимики и дрессировщики. Последние идут в комплекте с ручным медведем или собакой, то есть являются сразу двумя бойцами по цене одного, пусть и не самыми сильными. Причём питомец может отбегать как угодно далеко от хозяина и выполнять собственные задачи, хотя обычно им выгодней действовать в паре для получения бонусов. Алхимик же выделяется умением швырять зелья и бомбы. Причём он берёт их не из инвентаря, как прочие персонажи, так что может использовать чаще и свободней.
Набор классов в Crown Wars: The Black Prince достаточно интересный, но ассортимент доступных им умений, наоборот, скучный. В большинство случаев речь идёт о незначительном усилении атак. Навыков, способных преобразить ход сражений, в Crown Wars: The Black Prince толком нет. Впрочем, когда вы основательно прокачиваете персонажа и выдаёте ему хорошую экипировку, он становится в разы эффективнее, чем в начале прохождения. Просто прогресс этот медленен, лишён какого-либо «wow-эффекта». Напоследок замечу, что при повышении уровня нужно всякий раз выбирать одно из двух новых умений, так что даже пятый ваш крестоносец может отличаться от предыдущих.
Раз зашла речь об экипировке, поясню: мы играем за небогатый и не особо властный, но праведный феодальный род, чей замок стоит в глубине будущей Франции и вдалеке от основных полей боя Столетней войны. У нас нет собственных предпочтений на тему того, кто из могущественных феодалов победит в легендарном военном конфликте, поскольку наши задачи важнее таких мирских дел. Мы боремся не абы с кем, а с культистами, жаждущими хаоса и кровопролития, стравливающими людей и убивающими неугодных. Поданный через редкие, но интересные текстовые описания, а также при помощи трёхмерных заставок с устаревшей лет на пятнадцать графикой, сюжет Crown Wars: The Black Prince достаточно прост и шаблонен, но в целом неплох. Играть именно ради него точно не стоит, но и отторжения он не вызывает. История разделена на конкретные главы, привязанные к обязательным, особо важным боевым миссиям. Пока мы их не выполним, сюжет дальше не двинется, а до тех пор наши отряды вольны выполнять дополнительные поручения, получать очки опыта и добывать ресурсы.
Я не опечатался – отрядов действительно несколько, и одновременно можно отправиться на выполнение сразу двух-трёх миссий. То есть один квартет персонажей, например, едет захватывать в плен опасного разбойника, ещё четверо вызволяют из беды молодую графиню, а остальные два, пять или даже десять бойцов в это время лечатся и набираются сил в замке. Похожие схемы управления отрядами мы уже видели и в XCOM, и в ряде других пошаговых тактик, а из особенностей именно Crown Wars запоминается невозможность отправить на задание раненого персонажа. По ходу миссии какой-нибудь дуэлянт способен драться даже из последних сил, но после прибытия в лазарет становится недоступным вплоть до заживления самых мелких царапин. Логика отдыхает, как говорится, и из-за этого в Crown Wars: The Black Prince слишком часто приходится рекрутировать новобранцев. Это подталкивает быть ещё более осторожным в бою и стараться хотя бы пару ветеранов сохранить не истерзанными, чтобы они быстро восстановились. Но я всё равно нахожу такое ограничение слишком искусственным и неприятным.
Помимо казарм и лазарета, в замке есть лаборатория и кузница. В первой можно приобретать расходники – бомбы, зелья и бинты, например – а также исследовать их более эффективные и интересные вариации. Кузница же позволяет навсегда улучшить разные виды брони и оружия – переодевать персонажей не придётся, поскольку изменятся характеристики уже экипированных предметов. Не обошлось в замке и без рынка, где можно приобрести за золото остальные ресурсы. А ещё есть тюрьма, заключённые в которую пленники дают небольшой пассивный бонус отрядам. Все здания, кстати, можно и нужно апгрейдить, чтобы получать доступ к более широкому ассортименту товаров и функций. Прохождения сюжетных заданий можно значительно упростить, если предварительно основательно «нафармить» опыта и ресурсов в уже упомянутых побочных поручения. Это тем более важно, что даже простые «аптечки» тут стоят дорого, неоправданно дорого!
Что в Crown Wars: The Black Prince хорошо, так это наличие нескольких типов миссий: убийство, спасение и захват. Первый случай подразумевает, что достаточно убить конкретного персонажа, а после можно сбежать в точку выхода и уклониться от разборок с остальными врагами. Миссии по спасению устроены приблизительно так же, но надо освободить из плена союзника и помочь ему эвакуироваться, не ввязываясь в бои без веского повода. Для захвата же пленного необходимо его сперва порядочно ослабить, а после использовать взятые одним из персонажей кандалы. И вот в этом, третьем случае строго обязательно требуется зачистить всю карту, иначе миссия не будет считать выполненной. Причём у многих заданий есть ещё и ограничение по числу ходов, чтобы геймер вдруг не расслабился – в том числе у таких, где нужно искать врагов по всей карте! Бесит. Это очень бесит.
Впрочем, избежать неоднократных боевых столкновений не удаётся почти никогда, поскольку к противникам периодически прибывают подкрепления. Сколько их будет, когда именно они появятся, и с какой стороны прибегут – всё это становится известно только в процессе выполнения миссии и даже не на первом ходу! Вы можете сами представить, насколько значительно и неприятно это усложняет планирование действие и оценку рисков. Поскольку у всех бойцов ближнего боя есть зоны контроля, бежать мимо врагов напролом – не лучшая идея. Кроме того, в одном из ранних сюжетных разговоров меня попросили избавиться от разбойника и при возможности доставить его живым, а после выдали «провал миссии», когда я случайно его убил. Нельзя ли как-то более однозначно высказывать ваши желания?!
Зато что мне понравилось в местных сражениях, так это встречающиеся на картах стационарные орудия: бомбарды, требушеты и баллисты. Они перезаряжаются по несколько ходов и затрагивают своими выстрелами лишь определённую зону, так что противников к ним нужно ещё заманить. Но так даже лучше! Вы не ведёте весь бой вокруг орудий, но стремитесь с умом применять их, поскольку третьего выстрела уже точно не будет, да и второй маловероятен. Некоторые бомбарды, кстати, можно развернуть аж на 180 градусов – использовать против врагов то, из чего они изначально рассчитывали убивать вас.
Делающий фаталити медведь поначалу выглядит здорово, но спустя пару раз уже не впечатляет
К сожалению, я не увидел в геймплее Crown Wars: The Black Prince больше ничего интересного. Зато мне показался интересным сеттинг игры. Разработчики сделали приятный акцент на том факте, что Столетняя война не была войной Франции против Англии – уже по той хотя бы причине, что таких наций тогда не существовало. Зато существовал клубок связанных между собой обязательствами, браками и претензиями могущественных феодалов. У британского рода Плантагенетов, например, были давние и вполне официально (по меркам той эпохи) оформленные земли на континенте, а обосновавшая в Париже молодая династия Валуа не имела вообще никакого отношения к половине земель будущей Франции. Помимо того, значимую роль в войне сыграли Бретань, Наварра и испанский Арагон – всё это тоже частично отражено Crown Wars, и это приятно. Кстати, у войск каждой фракции есть свои сильные и слабые стороны, вроде всем известного преимущества Англии по лучникам, хотя на геймплей это мало влияет.
Напоследок отмечу ещё пару деталей и фактов. Локализация у Crown Wars: The Black Prince вполне неплоха – сюжетные тексты читать интересно, но смысл некоторых функциональных терминов из интерфейса порой непрозрачен и неоднозначен. Графика непосредственно боевых миссий – сносная, годная, но абсолютно невыразительная. Звук вообще не заслуживает упоминания. А вот быстродействие Crown War меня огорчило: игра мучительно долго (по паре секунд) переключается даже между зданиями в вашем замке. Кроме того, кого-нибудь точно смутит обилие женщин среди бойцов – их больше трети, почти половина.
Обзор написан для Stratege.ru по цифровой версии игры для PC. Все снимки экрана, использованные в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.