- Регистрация
- 21 Февраль 2018
- Сообщения
- 19 168
- Лучшие ответы
- 0
- Баллы
- 5 693
Offline
В моём детстве было три главных стратегии: ориентированная на мультиплеер Heroes of Might & Magic III, пошаговая и эпическая Sid Meier’s Civilization III, а также историческая «Европа 1492-1792: Время перемен». Первую мне подарили вместе с компьютером, как главный хит того времени, вторую я выпросил несколько позже на Новый Год, а третью купил уже сам на карманные деньги и совершенно не помню, чем в тот момент руководствовался. Я никогда прежде не слышал про эту игру и совершенно случайно увидел её у приезжавших по воскресеньям торговцев дисками на местном рынке, но между 2003 и 2006 годами вообще, кажется, из неё не вылезал.
Тогда я ещё не был в курсе, что во всём мире моя любимая стратегия называется Europa Universalis, но зато вскоре выяснил, что та же студия Paradox создала и другую новинку в том же жанре – «Викторию». Её я скачал уже из местной сети – «спиратил» то есть. И быстро забросил, не сумев разобраться, потому что даже ветерану «Европы» она показалась необычайно нудной и сложной. Спустя 20 лет настало время реванша – после долгого пребывания в «списке желаемого» в мои руки попала Victoria 3.
Victoria 3 – это стратегия в режиме реального времени, но не обычная, а глобальная. Тут вы не управляете конкретными юнитами и не размещаете вручную фермы поближе к колодцам, а возглавляете полноценное государство – одно из существовавших на Земле в 1836 году. Играть можно хоть за Россию, хоть за Боливию – на этот счёт нет никаких ограничений. Равно как нет и обязательных целей, ведь вы вольны сами решать, чего хотите достичь через столетие и каким путём поведёте страну. Возможно, к 1936 году Эфиопия объединит немецкие земли, заключит союз с Афганистаном и предотвратит восхождение Гитлера – теоретически даже такой результат достижим. Хотя в первых партиях более вероятно, конечно, что ваша страна будет медленно угасать, даже если начать играть за США, потому что на освоение всех механик и правил Victoria 3 требуется много времени.
Основной игровой экран Victoria 3 напоминает разворот атласа. Хотя вы можете и отдалять камеру для взгляда на Землю чуть ли не из космоса, и приближать для изучения городской архитектуры, как правило перед вами будет регион размером со Швецию или вообще с Бельгию. Причём режим отображения можно менять – переключать с политического на физический или какой-нибудь местный специфический, демонстрирующий дипломатические или торговые связи между государствами.
Игры серии Europa Universalis в основном посвящены перекрашиванию политической карты – захвату новых провинций с помощью войск и дипломатии. Родственная и весьма популярная Crusader Kings использует «разворот атласа» уже скорее как фон для наполненных RPG-элементами историй о судьбах королевских династий. Victoria 3 же – игра преимущественно об экономике, производстве, социальных слоях и политике. И потому, на мой взгляд, достаточно скучная – в точности как и её описание.
Война – одно из основных развлечений в стратегических играх, однако в Victoria 3 вести её неинтересно и в большинстве случаев крайне невыгодно. К моменту начала событий игры мир пребывает в этаком равновесии: почти все земли поделены империями и между странами уже возникла настолько сложная паутина связей, что никто не желает наводить суету. Наоборот, все так боятся нарушить баланс, что бьют по рукам потенциальных агрессоров. У государств есть построенные на десятилетия вперёд планы, и они не хотят, чтобы их кто-то ломал.
Естественно, бывают и исключения – страны, чувствующие себя обделёнными и жаждущие расширения за счёт соседей. Но стоит им только начать войну, как против них ополчаются даже былые партнёры. Торговая и дипломатическая блокада, а также вполне осязаемые солдаты противника приводят к тому, что инициатор войны теряет влияние, престиж и объём ВВП, а внутри государства активизируются радикалы. И даже если провинции оказываются в итоге добытыми, победа оказывается без преувеличения пирровой. Ну а настоящими выгодоприобретателями становятся те страны, кто избежал непосредственных боевых действий и наблюдал за ними со стороны.
Конечно, в Victoria 3 всегда есть шанс запустить цепную реакцию и затащить в конфликт аж полпланеты. Да и искусственный интеллект, если не вмешиваться, наверняка начнёт Первую мировую войну в конце XIX или начале XX века. Очень уж много у неё было причин, и в игре они тоже воплощены. Но воевать в любом случае будет скучно! Тут нет никакого простора для тактики, и в «кошки-мышки» войсками не поиграешь, как можно было в «Европе», где армии бегали друг за другом по карте. Victoria 3 лишь позволяет дать генералу общий приказ – направить солдат в такой-то регион, например, а дальше вы выступаете в роли наблюдателя.
Тут даже сражений как таковых нет, зато есть длиннющие линии фронта, где происходит что-то не совсем очевидное. Хотите влиять на ход войны? Улучшайте снабжение и качество обучения армии. Конкретные личности же и манёвры тут ничего и никогда не решают. Вы наверняка помните, что в Первую мировую атаки даже многих тысяч солдат не могли сдвинуть фронт на километр.Victoria 3 – игра как раз про такую войну. А потому лучше вообще в конфликты не ввязываться. Да и даже если захочется, набрать войска для некоторых стран будет крайне тяжело – их экономику потребуется перетряхнуть кверху дном и затем собирать заново по кусочкам на протяжении десятилетий.
Учитывая всё сказанное, тем удивительнее, что в Victoria 3 есть риск угодить в войну чуть ли не случайно. Как таковой кнопки «объявить» её тут вообще нет, но зато некоторые дипломатические претензии при определённых условиях автоматически запускают конфликт. Так что с вассалами, соперниками, и партнёрами следует обращаться очень вдумчиво и аккуратно, старательно изучая эффекты двух-трёх десятков доступных опций. С одной стороны, дипломатия – жизненно важный инструмент для расширения влияния, выхода на новые рынки и даже присоединения земель, однако с другой… чересчур велик риск во что-нибудь вляпаться максимально не вовремя, когда какой-нибудь непоседа вздумает изменить мировой баланс сил.
Возможно, кто-то сочтёт дипломатию, внешнюю политику и даже войны в Victoria 3 интересными. Но я для себя нашёл более увлекательными внутренние проблемы здешних государств. В пределах страны занятий тоже достаточно, особенно в области производства, науки и законотворчества. Тем более, что на все эти области влияют импорт и экспорт, миграция, проникновение технологий и идей, а также взаимоотношения лидера государства с местным населением и иностранцами. Тут есть, что оптимизировать, и даже в чём совершить революцию, чтобы повысить ВВП страны и уровень жизни её населения, например. Можно и не трогать ничего в этих сферах, конечно, и никакой катастрофы не произойдёт но тогда вы с каждым годом будете постепенно отставать от более смелых и активных соперников.
Впрочем, менять страну к лучшему бывает непросто – модернизацию одобряют не все. Одни не готовы принять иной быт, другие и вовсе лишаются власти и богатства. Причём на момент начала кампании в подавляющем большинстве стран уже есть правительства с разными фракциями, придерживающимися собственных взглядов. Государь может быть и в оппозиции им, но это тоже сулит ему уйму штрафов, а потому следует или хоть иногда угождать их желаниям или пытаться отдалить неугодных от власти. Для всего этого есть множество инструментов влияния и давления, а также текстовые мини-квесты, в которых требуется выбрать одно из двух решений. Ну и конечно, все ваши действия на войне, в дипломатии и экономике тоже влияют на настроения членов правительства и политически активных граждан.
Законодательство Victoria 3 разделено на 25 направлений, и в каждом доступно несколько взаимоисключающих опций. Например, вы можете полностью запретить въезд иноземцев в страну или разными способами ограничить их свободу внутри своих границ. Классическая расовая сегрегация по американскому образцу будет аж вторым по прогрессивности вариантом, относительно гуманным даже, а об абсолютно равных правах в Victoria 3 вообще никто не задумывается – всё в соответствии с временами и нравами. Немногим лучше и ситуация со всеобщим избирательным правом – достичь его будет тяжело, пускай оно и сулит множество выгод.
Нельзя просто так взять и подписать новый закон в Victoria 3 – нужно ещё, чтобы его правительство приняло. Для этого нужно к определённой дате попробовать как-то повысить его поддержку или ослабить позиции недовольных. Если предложение не примут с первого раза, то можно пробовать периодически снова и однажды таки добиться своего, но на это уйдёт много ценного времени. К тому же, закон может не нравиться в том числе радикалам, готовым пойти даже на восстание. Я так однажды не смог основать светские школы, поскольку закон принимали гораздо медленнее, чем возрастали шансы на бунт. Только спустя несколько десятилетий, когда я вывел церковников в оппозицию и вообще убрал их из основного состава правительства, мне удалось остановить мракобесие и основать в государстве нормальную систему образования. Ещё спустя несколько лет я заметил прирост числа квалифицированных рабочих. В общем-то, это был один из самых приятных моментов во всей той партии – когда играешь за скромную Бельгию, грандиозных успехов добиться непросто.
Упомянутые перестановки в правительстве – механика, обращаться к которой предстоит неоднократно, хотя для её применения нужен или подходящий момент, или солидный запас авторитета. Необходимо, во-первых, предоставить право голоса представителям самых крупных слоёв населения и, во-вторых, не давать власть своим оппонентам. Как вы можете догадаться, две упомянутые задачи порой серьёзно противоречат друг другу, что вынуждает игрока искать верный баланс для конкретного периода времени. Причём расклад сил всё время меняется – доля промышленников, например, обычно растёт, а ещё фракции иногда заключают союзы. Короче говоря, поиграться есть с чем.
В завершение темы законотворчества хочу заметить, что в Victoria 3 нет абсолютно полезных решений, по мановению волшебной палочки делающих страну эффективней. Во-первых, у всего есть какие-то минусы, пусть порой даже и мелкие. Во-вторых, государство должно быть готово к получению пользы от закона – обществу и экономике, нужно быть соответствующими, чтобы усилия не прошли зря. В-третьих, овчинка порой не стоит выделки, ведь в погоне за целью можно затратить чересчур много сил, как это сделал я при первой попытке основания светских школ. Разные институты, методы и нормы подходят для разных условий и времён. Проще говоря, от компьютера в XIX веке никакой пользы не было бы. Но ещё один важный нюанс заключается в том, что Victoria 3 позволяет экспериментировать и ошибаться – хотите не только сделать женщин субъектами права, вытащив их из фактического рабства, но и довести дело до полной эмансипации уже к 1890 году? Пожалуйста! Никто вам не запрещает! Вы можете хоть всю страну принести в жертву этой идее и затем наслаждаться триумфом, наплевав на гражданскую войну и экономический кризис – играйте в Victoria 3 так, как вам хочется!
Кстати, экономическая составляющая этой стратегии тоже весьма глубока и в состоянии заинтересовать поклонников соответствующей сферы. Тут нужно отслеживать спрос и предложение для более чем полусотни товаров и регулярно принимать решения на тему того, что закупать и продавать. Торговля тут может служить инструментом влияния как на слои общества внутри вашего государства, так и на настроения других стран и их отношение к вам. Самое важное же, на мой взгляд, – контролировать поставки товаров основным производствам, чтобы из-за глупой ошибки и дефицита не затормозить развитие всей внутренней экономики, сформировать этакий «снежный ком» неудач, за которым почти всегда следуют проблемы также во внутренней и внешней политике, вплоть до поражений в военных конфликтах и провала законопроектов. Причём наличие товара в продаже ещё не означает, что он по карману потенциальным потребителям – возможно, стоит задуматься о субсидиях или, напротив, пошлинах! Так что в Victoria 3 не получится просто создать несколько новых заводов и одним лишь этим сразу усилить своё государство. Нет, тут придётся их сперва ещё обеспечить ресурсами и технологиями, совершив очень длинную последовательность действий. Это реалистично, но вовсе не факт, что покажется вам сколь-либо интересным – дотошная симуляция всего и вся порой превращает Victoria 3 из игры в какую-то рутину.
В ранних играх компании Paradox многие страны были схожими – это касалось даже великих империй, различия между которыми можно было пересчитать по пальцам одной руки. Victoria 3 от этой проблемы избавлена – тут даже мелкие немецкие баронства и княжества неодинаковы, а уж партии за Бельгию или Швецию, например, тем более будут иметь мало общего. Разработчики постарались придумать для каждой страны и региона множество интересных событий и дилемм с порой весьма неочевидными, но интересными вариантами решения и последствиями. Поначалу кажется, что выбирать приходится лишь меньшее зло, но постепенно вы учитесь видеть потенциальные возможности и преимущества во многих опциях – с опытом приходят знания и умения. Кроме того, разработчики развивают игру мелкими обновлениями и крупными дополнениями. Как раз релиз DLC под названием Sphere of Influence и стал одной из причин, почему у нас на портале появился обзор Victoria 3.
Хотя во все игры от Paradox можно играть сотни и даже тысячи часов, компанию часто критикуют за ценовую политику в целом и за стоимость дополнений в частности. Размышлениям на эту тему можно посвятить отдельную статью, наверно. Здесь и сейчас я лишь отмечу, что в сравнении с базовой игрой в дополнении Voice of the People действительно было очень мало контента: мелкие доработки, далеко не самая интересная на свете механика привлечения агитаторов да увесистая пачка новых событий для Франции. Однако уже следующее DLC под названием Colossus of the South значительно преобразило геймплей аж за целый регион – Южную Америку, весьма влиятельную во времена событий Victoria 3. Относительно свежее же дополнение Sphere of Influence нацелено в том числе и на российскую аудиторию!
Всевозможные альтернативные расцветки интерфейса со стилизацией под конкретными страны особого значения не имеют. Появление в игре блоков держав (вроде Тройственного союза или Прусского альянса) – нововведение более серьёзное, тем более что в них уже на старте партии входит немалое число стран. Но и оно лишь усложняет соответствующую часть геймплея, не прибавляя ей именно увлекательности. Акцент же на Россию, Британию и выступающую полем их противостояния Центральную Азию однозначно идёт Victoria 3 на пользу. Дополнительные события достались всем причастным, уровень детализации и внимания к регионам вырос, реалистичность происходящего в кампании увеличилась. Насколько именно? Не возьмусь судить, ведь я не играл в Victoria 3 до выхода DLC. Но едва ли хоть кто-то сейчас решится сказать, что разработчики обделили Россию вниманием. Учитывая реальные мировые обстоятельства и злободневность некоторых механик конкретной глобальной стратегии, такой выбор темы для дополнения ещё более удивителен. Кстати, как вариант, в Victoria 3 можно переписать судьбу Центральной Азии, регулярно меняя страны – жонглируя империями и мелкими государствами для максимально пацифистского, например, решения всех вопросов – такая возможность в игре тоже есть, и это очень удобно.
Обзор написан для Stratege.ru по цифровой версии игры для PC. Все снимки экрана, использованные в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.