- Регистрация
- 21 Февраль 2018
- Сообщения
- 19 168
- Лучшие ответы
- 0
- Баллы
- 5 693
Offline
Настало время совершить «coming out»: я не люблю играть в «Мафию» – терпеть не могу хитрить, притворяться и врать, сидя за общим столом. Меня напрягает и раздражает сама концепция и основная механика таких социальных забав. Исключением была лишь цифровая версия с ботом для IRC-чата, доступная в сети одного подмосковного наукограда году так в 2005-м: интриги и расследование происходили в текстовом виде, что гораздо удобней. Давным-давно наскучила мне и классическая детективная Cluedo (настолка, а не её замечательная экранизация) – несколько месяцев назад я даже избавился от коробки, купленной в позапрошлом десятилетии. В общем, всё шло к тому, что релиз новой нуарной игры «Городской убийца» я проигнорирую – не стану частью заинтересованной аудитории. Но сложилось иначе, и теперь я настойчиво рекомендую эту новинку всем друзьям, потому что она мне очень понравилась. В один из дней я даже рубился в неё до трёх часов ночи перед рабочим понедельником и о содеянном не жалею!
Формально и согласно механикам «Городской убийца» – игра дуэльная, подразумевающая серьёзную интеллектуальную битву детектива против маньяка. Однако по факту новинка отлично подходит как трём, так и четырём участникам (что прямым текстом указано и в правилах), поскольку дополнительные игроки-советчики уместны с обеих сторон и превращают молчаливое противостояние в более оживлённое времяпрепровождение. Какой формат лучше? Не знаю. Строгая дуэль – тоже вполне увлекательный вариант: партии проходят быстрее и получаются более тихими, но ярких моментов хватает и в них, когда детективу или маньяку удаётся совершить чрезвычайно удачный ход.
Игровое поле «Городского убийцы» разделено на 16 кварталов, в которых на старте партии обитает 20 уникальных персонажей (а всего их в колоде аж 54) – сварщица, танцовщица, патрульный, санитар, газетчик, монашка, секретарь и много других, различающихся ростом, телосложением и возрастом. Кроме того, каждый житель принадлежит к определённой социальной группе: вдова, бездомный, спекулянт, бриолинщик и ещё пара личностей, например, названы «маргиналами». Один из персонажей – по совместительству маньяк, который постепенно убивает других и побеждает, если остался не найденным даже после пятого преступления. Сыщик же ездит по городу, опрашивает жителей и добывает информацию о противнике: выясняет его пол, рост, телосложение и возраст, чтобы методом исключения найти негодяя. Впрочем, расследование усложняют два важных фактора…
Во-первых, одна из социальных групп защищает маньяка и может врать при допросе. Причём на все вопросы сыщика отвечает игрок-соперник, так как он единственный знает всю правду о персонажах. Ну и, естественно, если показания даёт именно персонаж-маньяк, то он тоже не обязан говорить законнику правду. Впрочем, иногда честность даже полезна, ибо позволяет втереться в доверие к детективу. Во-вторых, кроме личности, сыщик обязан выяснить ещё мотив преступника, что сюжетом никак не обосновано, но очень значимо для геймплея. Эта механика проявляется в том, что маньяк не может, например, убивать в центральных кварталах или обязан выбирать жертв строго одного пола – каждому ограничению соответствует свой психотип.
Ещё одна важная составляющая «Городского убийцы» – перемещение жителей, для чего у обеих сторон есть уникальные инструменты. Маньяк занимается этим ещё и для того, чтобы направить соперника к лжецам, а также для соблюдения условий полученного мотива и сохранения его в тайне. Сыщик же стремится, во-первых, сократить число доступных преступнику потенциальных жертв (чтобы тот спалился) и, во-вторых, охватить побольше свидетелей за раз – допрос затрагивает всех находящихся в квартале персонажей! Кроме того, маньяк может отчасти управлять сыщиком, поскольку тот автоматически телепортируется на место преступления и, в свою очередь, выгоняет оттуда остальных персонажей. То есть, если мотив запрещает вам убивать рядом с детективом, можно замочить кого-нибудь в одном углу и тем самым освободить противоположный для следующего хода.
Всевозможных простых и сложных тактических схем в «Городском убийце» можно придумать уйму, тем более что на карте встречаются здания, позволяющие блюстителю закона проводить дополнительные опросы, совершать экстра-перемещения и даже вешать на жителей прослушку! Последняя разрешает задать сопернику прямой вопрос «Можешь ли ты сейчас убить вот этого конкретного жителя?» и получить честный ответ, упрощающий процесс выяснения мотива маньяка.
Впрочем, давайте вернёмся к стандартным допросам, помогающим узнать характеристики убийцы. Их механика очень проста, но последствия у них почти всегда значимые. Выяснив примерный рост маньяка, например, можно сразу же исключить из числа подозреваемых около двух третей жителей! Если же ещё разузнать пол преступника, то круг подозреваемых наверняка сузится до трёх-четырёх персонажей из изначальной двадцатки – тем более что некоторые к тому моменту уже помрут. Другое дело, что кто-то мог вам и соврать… а потому бывает нелишним уточнять некоторые вопросы повторно у персонажей, которым вы доверяете. В игре даже есть механизм, постепенно раскрывающий сыщику информацию о гарантированно честных социальных группах, и это тоже значимо для расследования. Хотя именно маньяком всё равно может быть каждый!
Многое в «Городском убийце» зависит ещё и от стартового набора жителей: иногда у половины схожий рост или телосложение, так что на шансы как детектива, так и маньяка нередко влияет фактор случайности. Но всё же критическим «рандом» тут не бывает, тем более что всегда можно в начале партии заменить несколько карточек и адаптировать стартовые условия под свои вкусы и уровень игроков. Кроме того, если сыщик уже опытен, правила рекомендуют выдать маньяку ассистента – лишённого уникальных умений, но способного врать соратника, чья личность также неизвестна детективу.
Чтобы партии в «Городского убийцу» были ещё более разнообразными, авторы заготовили ряд сценариев с конкретно прописанным расположением зданий и определённым набором возможных мотивов. Хотите ещё больших изменений в геймплее? Тогда к вашим услугам углублённый режим с дополнительными умениями сыщика и детектива, сбором улик и комендантским часом! Впрочем, я пока полюбил и распробовал только основной набор правил – даже они открывают уйму возможностей для построения всевозможных хитрых стратегий и тактик. Отмечу также, что есть смысл играть по две партии сразу – чтобы каждый успел попробовать и маньяка, и детектива. Такое двойное состязание займёт у вас до двух с половиной часов.
P.S. Блокноты для фиксации информации о подозреваемых и организации своих заметок отличные! Но вот габариты коробки с игрой немного чрезмерные, как это чаще всего и бывает с настолками.