— Вы же знаете, что это незаконно?
— Только если тебя поймают.
— Только если тебя поймают.
Рынок различных симуляторов и «тайкунов» (Tycoon) далёк от насыщения, что подтверждает масса игр, выходящих в этих жанрах. Правда зачастую сами ниши либо настолько маленькие, либо токсичные, что крупные студии стараются избегать их. Почти все уникальные симуляторы и тайкуны последних лет выпустили небольшие инди-студии, которые могут позволить себе смелые эксперименты. Сегодня перед нами как раз подобный проект от небольшой польской студии Klabater.
Какие ассоциации возникают у обычного геймера при виде слова «муншайн» (moonshine)? Конечно, мысли о временах сухого закона в США. Но каково же удивление, когда, запустив Moonshine Inc., оказываешься во вполне себе современной Америке. Сразу возникают вопросы, а причём здесь самогонка и как можно строить империю по производству народного напитка в современных реалиях. Да и в целом, зачем? Ответы разработчики вам не дадут от слова совсем. Если в недавнем спорном проекте про выращивание «петрушки» создатели пытались разбирать сложные материи, причём на достаточно серьёзном уровне, здесь ничего такого нет. Вам никто не расскажет, что производство самогона незаконно в 45 штатах из 50, а в оставшихся если и разрешено, то в основном для личного использования. Разработчики об этом молчат, информации нет ни на заставках во время загрузки, ни в виде сюжетных диалогов. Хотя там и есть интересные факты и истории как раз о временах сухого закона в США.
Сюжет игры рассказывает историю молодого «реднека», которому не сиделось в его глуши, и он решил поискать счастья в большом городе. Устроился на крупное подпольное предприятие по производству самогона, но затем решил поработать на себя и кинуть боссов. Боссам, конечно, это не понравилось, и нашего героя сдали властям. После чего стартап накрылся медным перегонным кубом, а герою пришлось бежать домой. Дома при помощи сестрёнки и деда он снова решил взяться за старое. Цель небольшой сюжетной кампании – вернуться назад в город и «отомстить» боссам, которые с ним так не хорошо поступили.
Кампания достаточно короткая и состоит из пяти глав. Основные сюжетные задания не сильно отличаются от второстепенных. Вам предстоит выполнять «невероятно сложные миссии» уровня «открой N новых рецептов» и «произведи N литров самогона». После этого вас ждут банальные диалоги между сестрой и дедом, следствием которых является отправка в новый регион. Помимо сюжета, есть режим песочницы, в который вы можете играть в своё удовольствие, заранее выбрав регион и стартовые условия. В обоих режимах есть второстепенные задания того же уровня, что и основные, так что в теории скучать не придётся. Игра постоянно будет подбрасывать вам какие-то новые задачки.
С выходом игры на консолях в неё добавили локализацию на русский язык. Перевод сделан качественно, локализаторы даже старались переводить шутки и какие-то отсылки. Однако её техническая реализация максимально кривая, как у всей игры. Масса элементов интерфейса не переведена, шрифты подобраны плохо, а про вписывание текстов в кнопки вообще молчу. Впрочем, если вы не дружите с английским языком, играть будет относительно комфортно. К тому же обновлениями основные проблемы, скорее всего, поправят.
В плане игрового процесса здесь всё стандартно. Идеи, лежащие в основе геймплея, интуитивно понятны. Нанимаете персонал, создаёте аппараты для производства спиртного, закупаете сырьё и начинаете процесс производства. После завершения готовый продукт развозите по точкам, где в зависимости от цены и условий рынка он продаётся страждущим. Это этап, кстати, максимально простой. Просто отвозите «бухло» на точку и смотрите, как оно продаётся или не продаётся. После создания партии у вас даже нет возможности поменять цену, чтобы ускорить продажи. Цена фиксируется на момент розлива товара.
Почти вся игра выполнена в 2D, и в целом к графической части сложно придраться. Для небольшой инди-игры всё сделано достаточно неплохо, за исключением момента расстановки оборудования по карте и наблюдения за процессом производства. Это кусок игрового процесса зачем-то выполнен в полноценном 3D. Собранные аппараты вы размещаете на небольшом участке «земли», а затем наблюдаете, как ваши рабочие бегают между агрегатами, заливают воду, загружают компоненты и т.д. Вот что мешало выполнить его так же, как и другие элементы, в 2D, в виде схематических изображений процесса? Было бы всё красиво и гармонично, а вот то, что есть сейчас, даже на PS5 выглядит максимально убого, а дёрганные анимации ваших «бойцов» только усугубляют ситуацию.
Фактически единственным уникальным и действительно проработанным элементом игры является настройка процесса производственных линий под различные рецепты. Последних около сотни, и они разбиты на несколько категорий. Настройка производства по рецепту состоит из следующих этапов: общая схема, брожение, перегонка и розлив. На каждом из них есть масса способов влиять на качество финального продукта. Если захотите поэкспериментировать, у вас будет шанс. Можете менять процентное соотношение компонентов, добавлять разные типы дрожжей, влиять на температуру брожения и дистилляции и ещё кучу других параметров. Если вам нравятся игры про построение производственных линий, тут будете чувствовать себя как дома. В режиме сюжета доступ к новым возможностям открывается постепенно, в режиме песочницы можно настроить игру так, что всё будет открыто сразу. После успешного создания партии рецепт её производства отправляется в архив, откуда его легко можно загрузить и повторить процесс. Правда архивный рецепт загружается так, как был сохранён, нет возможности его хоть немного исправить.
К сожалению, даже это немногое хорошее, что есть у игры, портится совершенно чудовищным управлением. Человек, который делал его, явно не пробовал потом с ним играть. В разных окнах управление отличается. Где-то виртуальная мышка, где-то переключение между элементами при помощи кнопок. На одном экране вы спокойно перемещаетесь аналогом, а в следующем окне часть элементов доступна только в отдельной области, куда попасть можно лишь используя кнопку
Неприятных ощущений доставляет и общее качество проекта. Элементы интерфейса периодически зависают, и спасти ситуацию может только сохранение и последующая загрузка. Некоторые механики работают максимально криво или слабо продуманы. Например, во время доставки товаров на карте разбросаны случайные события. Однако у вас нет возможности самому проложить маршрут, чтобы их избежать или, наоборот, собрать (для последнего, кстати, предусмотрен трофей/достижение). Вообще, отсутствие возможности прокладывать маршруты в игре о самогоноварении, которое породило целую субкультуру водителей, удивляет. Особенно учитывая карту с объездными дорогами, которыми водитель никогда не пользуется.
Не менее странным и непроработанным является взаимодействие с властями. Если вы продаёте товары всё время в одном месте, то будет расти вероятность того, что полиция нагрянет туда с рейдом. И нормального способа снизить эту «жару» нет. То же самое касается и покупки «запрещённых» товаров в магазине. Приобрели такой товар, и всё, уровень угрозы вырос. Даже если вы не будете ничего покупать и продавать в той точке в течение нескольких недель, ничего не поменяется. Единственный способ снизить заинтересованность стражей порядка к вашим точкам – случайные второстепенные задания от полиции. У вас даже нет возможности дать взятку местному шерифу за пределами этих самых заданий. Создаётся впечатление, что играешь не в полноценную игру, а в какую-то бета-версию из раннего доступа, где многие механики сделаны исключительно в виде концепта.
Набор трофеев в игре достаточно простой, но максимально скучный. Если бы не кривой интерфейс и масса ошибок, думаю, можно было бы закрыть большую часть за пару вечеров. Но в текущем виде прогнозировать, сколько уйдёт времени, сложно, к тому же в Дискорде игры есть упоминания о неработающих достижениях в PC-версии. Вполне возможно, что и на консолях с ними могут быть проблемы.
Обзор написан по цифровой версии игры, предоставленной редакции издателем.